Москва: +7(495)995-75-78 | Санкт-Петербург: +7(812)987-38-00 | Тула и регионы: +7(4872)47-37-98
 
 

Традиционные (народные) фасоны самоваров

Традиционные (народные) фасоны самоваров

К середине XIX века дворянство перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Чаепитие в России вошло в быт широких слоев населения.

Разнообразие стилей жизни и вкусов поку­пателей самоваров той поры вызывает к жиз­ни многообразие самоварных фасонов. Имен­но во второй половине XIX века появляется множестве форм самоваров, которых не было раньше, но которые впоследствии стали тра­диционными.

Самовары различаются формой, объемом, материалом: медные, латунные, латунно-никелироваиные (две части меди + одна часть цинка), латунные никелированные, томпако­вые (82% меди и 18% цинка), мельхиоровые (сплав меди, цинка и никеля, наиболее по­хож на серебро), а также художествен­ным оформлением: формой поддона (круглый, квадрат­ный), ручек, вертка (решетка, ветка).

В XIX веке выраба­тывается ряд стан­дартизированных образцов, удобных для массового производ­ства. Технический прогресс привел к бо­лее узкой специализа­ции мастеров по вы­делке отдельных частей и деталей са­мовара, Со временем крупные фабрики на­чинают заниматься только сборкой и окончательной отдел­кой самоваров. Фор­ма, трактовка дета­лей, мотивы декора

становятся скорее признаком эпохи, вкусов времени, а не лицом фабрики, мастерской или творческим почерком ма­стера.

Стандартизируются детали самоваров, а вместе с ними -формы и декор. Разделение труда и технические новшества (например, никелировка) со второй половины XIX века при­водят к снижению цены на самовары и вместе с тем - к сни­жению их общего художественного уровня.

Во второй половине XIX столетия размеры и емкости са­моваров были крайне разнообразны - от стакана до двадца­ти литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка; имел насыщенный красноватый оттенок), наклад­ное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.

Самым крупным центром про­изводства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столи­цей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паро­выми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самовар­ные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевле­нию производства происходит уни­фикация форм и декора самова­ров. Основными становятся самовары-«вазы». «рюмки», цилиндри­ческие «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих, за­житочных крестьян, в купечес­ких домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах.

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия. указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза-. «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пла­мя» и т. д. При украшении самова­ров были популярны орнамен­тальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийс­ком стиле», в стилистике «нео-классики», «неорококо» и других направлений историзма. Декори­ровали их и растительным орна­ментом в модной манере «роман­тического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.

Самыми массовыми становят­ся самовары «банки», гладкие, цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли.

Самовар-репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим.

Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напо­минает ножку рюмки.

Самовар с круглым туловом назывался самовар - «шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны восто­ка: Персию. Турцию.

Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхаль­ное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши, самовары в виде чаши - именно они станови­лись любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению.

По-прежнему популярными оставались «вазы», но те­перь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложка-

-. -колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее

использовали для производства самоваров, предназна­ченных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии. Эти группы населения красоту видели, прежде всего, в наличии многочисленных декоративных деталей,

пышности внешнего вида изделий, в богатстве и изощренности внешнего облика. Дорогие са­мовары-вазы украша­ли пышным орнамен­том в духе «рококо»-накладными бордю­рами из рельефных листьев, цветов и ра­ковин из накладного серебра, мельхиора, к ним обязательно по­лагался поднос и сер­виз из такого же ме­талла. Подобные самовары выпускали не только в Туле, Мос­кве, Петербурге, но и в Царстве Польском (часть Польши входила в состав Российс­кой империи) на фаб­риках Фраже, Плешкевича, Хеннеберга.

На рубеже XIX и XX веков на оформле­ние самоварного кор­пуса начинает оказы­вать влияние новый стиль - модерн.

Стремление выя­вить форму, подчерк­нуть функциональное назначение вещи, желание избежать перегруженности де­коративными деталя­ми - эти черты ново­го стиля нашли отражение в таких самоварных фасонах, как «паук», «желудь», «тюльпан».

Дух времени нашел свое воплощение в но­вом отношении к фаб­ричной продукции. Красоту начинали ви­деть в точности ма­шинного исполнения. к предмету предъявля­лись, прежде всего, требования функцио­нальности. Широко распространились в начале XX века такие простые геометричес­кие формы, как банка, яйцо, шар.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой